Под словом программы мы понимаем свои авторские информационно-методические разработки, большинство из которых уже давно нами используются на практике, прошли испытание временем и показали хороший результат, судя по отзывам их участников.
Все программы отличает периодичность занятий, связанных между собой единой темой и целью. В среднем это 5- 10 занятий, одно занятие - раз в неделю, продолжительностью до 2 час. Программы рассчитаны на групповую работу. Группа набирается из числа желающих участвовать в занятиях по конкретной психологической проблеме. Численность группы – колеблется от 25 до 5 человек.
Аудитории, на которых рассчитаны наши программы, можно разбить на 3 группы: дети; взрослые и семья; организации и коллективы.
Клуб «Молодая мама»
Данная программа представлена в разделе «Дети» потому, что здесь начинается работа с нашими совсем маленькими клиентами: младенцами от 6 месяцев. Посещая эти занятия, узнавая много информации о психическом развитии младенца, обучаясь общению со своим ребенком через потешки, песенки, массаж и т.п., мамы помогают себе и своим малышам более позитивно переживать различные неприятности роста. Общение мам и детей в группе, обмен информацией по принципу «у кого что» позволяет значительно снять уровень тревоги молодых мам, что непременно положительно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии ребенка.
Цель работы - формирование позитивно модели взаимодействия в диаде мать-младенец.
Задачи:
1. Повышение уровня компетенции молодых мам в вопросах детской психологии и психологии развития.
2. Обучение молодых мам способам и формам общения с младенцем
3. Создание условий для общения мам между собой, обмен опытом, поиск решения каких-либо проблем в ходе диалога и дискуссии.
Категория участников: Мамы с детьми от 6 месяцев
Периодичность и продолжительность. 1 раз в 2 недели в течение года. Продолжительность одного занятия – 1 час
Методы работы: Беседы, психотехнические упражнения, музыкальные занятия, игровые занятия, элементы арттерапии и т.п.
Разработчики программы и ведущие: Чекмарева Г.Н., Щёкина И.А.
Программа разработана в 2009 г. и прошла апробацию на нескольких группах мам с детьми. Группы открытые. Это значит, что возможно подключение новых участников на любом этапе работы клубе, но максимальное количество участников в одной группе не может быть более 10 –ти. Основной состав групп – это участницы программы работы с беременными «Сознательное материнство», которые родили детей и изъявили желание на продолжение в клубе «Молодая мама».
Программа развивающих занятий для детей от 1 года до 3 лет «Я познаю мир»
Цель работы - психологическое развитие детей через игровую и развивающую деятельность
Категория участников: Дети от 1 года до 3 лет
Периодичность и продолжительность. Два раза в неделю в течение года. Продолжительность одного занятия – 1 час
Методы работы: Пособия Монтессори, музыкально-ритмические занятия, лепка, поделки, рисование, логоритмика, пальчиковые игры, упражнение на тактильную чувствительность, кубики зайцева и многое другое.
Тематика: На каждую тему отводится от 3 –х до 6 – ти занятий. Выбор темы зависит от практического опыта ребёнка, т.е. напрямую связаны с тем, с чем дети данного возраста соприкасаются в реальной жизни: времена года, семья, животные, деревья и цветы и многое другое.
Разработчики программы и ведущие: Волкова И.Н. , Чекмарева Г.Н., Щёкина И.А.
Программа разработана в 2009 г. За это время более 300 детей участвовали в развивающих занятиях по данной программе и многие перешли на новый уровень: стали заниматься в возрастной группе от 3лет до 6 лет.
Группы открытые, т.е. возможно подключение новых участников на любом этапе работы клубе, но максимальное количество участников в одной группе не может быть более 10 –ти.
Программа развивающих занятий для детей от 3 лет до 6 лет «Я-исследователь»
Цель работы - развитие познавательных процессов детей, обучение счёту и чтению.
Категория участников: Дети от 3-х до 6-ти лет.
Периодичность и продолжительность. Два раза в неделю в течение года. Продолжительность
одного занятия – 1 час.
Методы работы: различные наглядно-методические пособия, кубики Зайцева, групповые игры и упражнения, музыкально-ритмические упражнения, логоритмика, пальчиковая гимнастика, лепка, рисование, изготовление поделок.
Тематика: Выбор темы зависит от формирующейся в данном возрасте картины мира, развития познавательного интереса и фантазии, и включает в себя 2 основных направления:
· Обучение чтению в соответствии со следующими задачами: учить буквы, работать со слияниями (ма, ку, ды…), конструировать слова из кубиков Зайцева, рассмотреть понятие «звук», учиться выделять звук в слове, делить звуки на гласные и согласные, на твёрдые и мягкие, определять ударный звук; делить слова на слоги и составлять схемы слова.
· Обучение математике в соответствии со следующими задачами: освоить количество, как свойство предметов, учить сравнивать количество (больше, меньше, столько же), доведение количества до заданного двумя способами, учить числа до 10 и познакомить с числами второго десятка, работать с числовой лентой (счёт в пределах 100); записывать и решать математические действия сложения и вычитания, решать математическихе задачи; закрепить понятия «лево», «право», выполнять графические диктанты. Работать с календарными понятиями.
Периодичность и продолжительность. Два раза в неделю в течение года. Продолжительность одного занятия – 1 час
Разработчики программы и ведущие: Волкова И.Н.
Программа развивающих занятий для детей от 6 лет до 7 лет. «Психологическая готовность к школе»
Цель работы - психологическая и педагогическая подготовка детей к школе, развитие познавательных процессов.
Категория участников: Дети 6-ти лет.
Периодичность и продолжительность. Два раза в неделю в течение учебного года. Продолжительность одного занятия – 1 час.
Методы работы:
· различные наглядно-методические пособия,
· авторские игры и пособия (Никитина, Воскобовича, Вохринцевой и др.),
· методика обучения чтению и математике Зайцева,
· групповые игры и упражнения,
· музыкально-ритмические упражнения, логоритмика,
· пальчиковая гимнастика, лепка, рисование, и другие творческие задания.
Основные задачи на учебный год
· Звуковой анализ слов: умение выделять звуки в слове, составлять звуковую схему слова, делить звуки на гласные и согласные, на твёрдые и мягкие, находить ударный гласный звук в слове.
· Получить новые сведения о звуковом составе слова: выделение слогов в слове; работа с гласными буквами Я, Ё, Е, Ю; работа с безударными гласными и словарными словами; рассмотреть деление согласных звуков на звонкие и глухие.
· Работа с буквами: познакомиться с алфавитным распределением букв; учиться записывать слова печатными буквами (переводить звуки в буквы); познакомиться с правилами написания заглавной буквы; познакомиться с ролью Ъ и Ь знаков на письме.
· Развитие речи: работа с понятиями «слово», «словосочетание», «предложение», «текст»; учиться пересказывать текст, выделять основную мысль текста, озаглавливать текст; учиться составлять рассказ по серии картинок; составление рассказов по плану.
· Совершенствование техники чтения.
· Формирование математических понятий: отрабатывать состав числа до 10; работать с понятиями «единица» и «десяток»; решение задач, учиться выделять основные пункты в условии задачи.
· Сравнение чисел и выражений, знаки < >
· Решение логических задач
· Работа с календарём
· Учиться определять время по часам.
· Работа в тетрадях и на листках.
· Совершенствование мелкой моторики
· Отработка умения ориентироваться в пространстве
· Учиться понимать и выполнять инструкции учителя.
· Пополнение сведений ребёнка о школе и школьной жизни.
· Развитие коммуникативных навыков общение с разными участниками образовательного процесса (ровесниками и учителями).
Решение поставленных задач осуществляется в игровой форме и с учётом возрастных особенностей детей. Они не сидят за партами, у них есть возможность подвигаться, заняться предметной деятельностью.
Разработчик программы и ведущая: Волкова И.Н.
Программа групповых занятий по формирования навыков уверенного поведения детей 5 – 8 лет.
В последнее время увеличилось количество обращений к психологу родителей, дети которых имеют схожие трудности: нерешительность, неуверенность, проявляющиеся в разных ситуациях, наличие большого количества либо одного, но ярко выраженного страха. Из этого вытекают проблемы с успеваемостью, с установлением взаимоотношений с окружающими, как взрослыми (воспитателями и учителями), так и ровесниками, что вызывает нежелание идти в образовательное учреждение.
В младшем школьном и, особенно, в дошкольном возрасте неуверенность и страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем личностными особенностями, и во многом носят возрастной, переходящий характер.
Совместная групповая работа детей с родителями способствует установлению межличностных контактов как в паре родитель – ребёнок, так и между другими участниками группы, помогает принятию чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, формирует общность интересов, что в свою очередь помогает лучшей коррекции страхов, тревоги и застенчивости.
Цель. Формирование навыков уверенного поведения у детей 5 – 8 лет с повышенным уровнем тревожности.
Задачи.
1. Создать условия для формирования позитивной эмоциональной атмосферы в группе.
2. Стимулировать проявление у детей и взрослых ярких эмоциональных состояний с целью отреагирования «негативных» эмоций и состояний.
3. Корректировать тревожность и страхи у детей.
4. Формировать у участников группы уверенную, активную позицию через игру.
Категория участников: Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5 – 8 лет) совместно с родителями.
Продолжительность. 10 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1 - 1,5 часа.
Методы работы: Психологически направленные подвижные игры, психотехнические упражнения и психогимнастика, ролевые и имитационные игры, арт-терапевтические техники, техники и приёмы саморегуляции, элементы сказкотерапии и песочной терапии.
Разработчики программы и ведущие: Щёкина И.А., Красичкова И.Н.
Программа разработана в 2008 г. и прошла апробацию на нескольких группах детей с родителями. По итогам работы группы с родителями проводится встреча, на которой ещё раз проговариваются возрастные особенности, типичные ситуации неуспеха, подчеркивается значимость периода адаптации к школе, и даются рекомендации по взаимодействию с детьми и реагированию в конкретных ситуациях.
Кроме того, предполагаются индивидуальные консультации для родителей по запросу или рекомендации ведущих группы.Программа тренинга «Умей владеть собой»
Программа направленна на развитие у детей средней школы контроля за своими негативными эмоциями и прежде всего это относится к агрессии. Большое значение для проявления агрессивности имеет статус ребенка в группе сверстников. Не владея адекватными средствами общения, ребенок кулаками и оскорблениями стремится отстоять свою правоту, свои интересы или занять лидерское место.
Одна из опасностей детской агрессивность – это ее заразительность. Если не обучать детей справляться со своим гневом, то нередко в группе детей агрессивное поведение становится нормой, примером для подражания.
Цель. Развитие умений подростков управлять своими негативными эмоциями и прежде всего агрессией .
Задачи.
1. Научить подростков принимать агрессию (гнев) как нормальную реакцию человека на стрессовые ситуации.
2. Создать условия для осознания учащимися причин своего агрессивного поведения и принятия ответственности за его проявления.
3. Способствовать развитию умений учащихся находить альтернативные стили поведения в стрессовых ситуациях, сформировать индивидуальный стиль совладания с агрессией (гневом)
Категория участников: Дети 10-12 лет
Продолжительность. 5 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия –1,5 - 2 часа.
Методы работы: Психологически направленные подвижные игры, групповая дискуссия, приёмы саморегуляции, элементы сказкотерапии и песочной терапии.
Разработчик программы и ведущая : Чекмарева Г.Н.
Программа разработана в 2000 г. и прошла апробацию в нескольких 5-6 классах школ города. Чаще всего заказчиком данного тренинга являются классные руководители и родители подростков. После проведённых занятий, как показывает наблюдение, уровень агрессивности в классе снижается.
Программа тренинга для подростков "Я не такой, как все, и все мы разные"
Переход детей из младшей школы в среднюю школу (5 класс) очень часто сопровождается ухудщением их эмоционального состояния, снижением успеваемости, повышенной тревожностью, конфликтостью и даже агрессивностью. В этом возрасте многие дети переживают феномен «гадкого утенка», связанного с физиологическими и гормональными изменениями. В этот период некоторые дети попадают в разряд изгоев или «белых ворон». В классе начинают формироваться различные группировки, целью которых бывает преследование одного или нескольких одноклассников. Именно в этот период так необходима психологическая работа с классом как едином коллективом, в котором каждый учащийся будет чувствовать комфортно и уверенно.
Цель. Способствовать самопознанию участников тренинга, раскрытию представления о себе - о человеке как субъекте, который отличается от других и именно в этом представляется его ценность.
Задачи.
1. Развитие позитивного отношения к индивидуальности человека.
2. Создание положительного эмоционального фона класса.
3. Повышение уверенности в себе участников тренинга.
4. Содействие сплочению класса.
Категория участников. Учащиеся 5‑7 классов и их классный руководитель. . Поощряется присутствие на тренинге родителей
Продолжительность. 6 часов с перерывом на 1 час. Обычно тренинг проводится в выходной день
Разработчик: Евграфова Т.А.
Ведущие: Чекмарева Г.Н. Щекина И.А.
Данная программа разработана в 1998 г. и прошла апробацию на нескольких 5-х классах школы –лицея 230 и других детских коллективах.
Через неделю после тренинга проводится встреча участников и ведущих для получения обратной связи о результатах, переживаниях, открытиях. Так одна из участниц сказала:
«После тренинга я пошла к своей подружке, с которой поругалась, и попросила у нее прощения. Раньше я никогда первой не мирилась». Многие дети говорили, что после тренинга им не терпелось быстрее встретиться и пообщаться, что класс стал намного дружнее.
Цикл групповых занятий «Мир моих ценностей».
Подростковый период играет исключительную роль в становлении личности. Именно в этот период закладываются основы развития самосознания, происходит интенсивное усвоение нравственно-этических понятий и норм, формируется ровоззренческая позиция. Успешность решения задач личностного самоопределения и нравственная доминанта в подростковом возрасте- залог успешности всей последующей жизни.
Цель. Развитие ценностно-нормативной сферы подростков и старших школьников.
Задачи.
1. Актуализация проблемы ценностей, ценностного выборов подростками.
2. Развитие навыков временной перспективы и способности к целеполаганию.
3. Создание условий для самопознания участников тренинга
Категория участников. Учащиеся 14-16 лет (старшеклассники)
Продолжительность. 7 занятий один раз в неделю. Одно занятие – 2 часа.
Методы работы: беседы, дискуссии, ролевые игры, психологические упражнения, анкетирование.
Разработчик и ведущая: Чекмарева Г.Н.
Данная программа разработана в 2004г. и прошла апробацию на нескольких 10-11 классах школы города. Заказчиками программы чаще всего являлись классные руководители. Все отзывы по итогам проведенной работы были положительные