Для того чтобы это понять, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.
Итак, появление на свет сопровождается криком новорожденного, и первые месяцы жизни малыши плачут достаточно много и это нормально, так как этот плач выражает не только состояние ребёнка, но и способствует развитию речи.
В 2 – 4 месяца появляется гуление. На слух воспринимается как цепочки звуков, типа а, у, ы, г, м и т.п..
На 5 – 8 месяце сохраняется крик и плач, а гуление переходит в лепет, например «та-та-та», «ня-ня», «мя-мя-мя» и т.п.. Лепет в жизни малыша играет огромнейшую роль. Под влиянием взрослых, лепет переходит в детскую речь. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя.
К концу 1-го началу 2-го года возникают первые детские слова (типа «ма-ма», «па-па»). Отличие первых слов от лепета заключается в их осмысленности, отмечаемой окружающими. Словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.
К 2 годам малыш должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями.
В 3 года словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий (игрушки, посуда), оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов. Дети пытаются играть словами и звуками, например кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин). В этом возрасте малыш может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает.
Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими. Трехлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их. Отмечается замена К - Т, Г - Д, а также оглушение звонких звуков и смягчение речи. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах.
В 4 - 4,5 года в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.
В 5 – 6 лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. В этом возрасте дети обычно уже готовы правильно произносить все звуки. Но возможны некоторые недостатки, например звук Р заменяется Л или Й, Л заменяется на Ль.
К 6-ти годам ребёнок овладевает всеми звуками родного языка. Речь его логична и последовательна, грамматически правильно оформлена.
Итак, при каких симптомах следует обращаться к логопеду:
1. Если ребенок к 3 - 4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание, нужно обратиться к логопеду.
2. Если родители замечают, что к 1,5 годам малыш не пытается произносить первые слова. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания. Стоит проконсультироваться со специалистом.
3. Если ребенок 4 - 5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька», нужно обратиться к специалисту.
4.В 4,5-5 лет ребенок не умеет составлять связные предложения (слова не согласуются в роде, числе и падеже), не пользуется в речи союзами, стоит побеседовать со специалистом.
5. Если ребенок в 3 года пока не умеет говорить «ш», «щ», ж, ч «р», «л», он пропускает их или заменяет на другие звуки нашего языка - это не повод бежать к логопеду. Правильное произношение может сформироваться только к 4,5-5 годам.
6. А вот если ребенок искажает звуки (вместо «л» произносит «w», «р» произносит гортанно, на французский манер), нужно обратиться к специалисту. Любое искажение звуков нужно исправлять, не зависимо от возрастных норм их появления.
Учитель-логопед
Захарова Анна Александровна